Синдром Аспергера также называют высокофункциональным аутизмом, потому что у большинства детей с синдромом Аспергера не проявляются многие симптомы, которые обычно связаны с аутизмом. Вот почему некоторым детям с синдромом Аспергера первоначально не ставят правильный диагноз, в этом случае их сверстники, учителя и родители воспринимают это расстройство неправильно и ребенка с данной болезнью воспринимают просто как недружелюбного или упрямого, а его поведение оценивают как простое непослушание.

Причина в том, что людям без подходящего образования трудно распознать детей с  этим синдромом, потому что такие дети часто умны, имеют нормальные языковые навыки и не имеют физических дефектов в отличие от классических аутичных детей.

Будучи взрослыми, они обычно могут справляться со всем самостоятельно и даже занимать должность специалиста в определенных сферах, таких как компьютерная область и наука.

Как родители могут узнать, что у их ребенка синдром Аспергера?

Дети с этим расстройством часто одержимы конкретными предметами или выполнением определенных действий. Объекты этой одержимости могут варьироваться от случая к случаю — независимо от объекта одержимости, люди с данным синдромом постоянно об этом говорят: это могут быть велосипеды, домашняя архитектура, системы оружия, но редко объектом одержимости могут стать межличностные отношения. Те, кто одержимы, не замечают, заинтересован ли кто-то еще этой  темой.

Часто невольные слушатели легко истолковывают порыв речи таких детей как грубый, они раздражаются и считают людей с синдромом Аспергера возмутительными собеседниками, которые предпочитают слышать только себя, то есть сознательно испытывают недостаток в эмпатии.

В действительности здесь можно отметить связь между Аспергером и аутизмом, потому что эта неспособность распознавать интересы других совпадает с другими типами аутистической формы.

В то время как некоторые дети с этим синдромом показывают социальные навыки, которые кажутся нормальными, у других отсутствует такое социальное поведение. Так же они проявляют, например, недифференцированный язык тела, говорят монотонно, они не воспринимают юмор, особенно не понимают иронии, и у них есть проблемы с невербальным общением. Из-за этих характеристик их иногда избегают или маргинализируют другие дети и считают «странными».

Некоторые дети с синдромом имеют двигательные проблемы с такими видами деятельности, как езда на велосипеде, скалолазание или игры, которые требуют физических усилий. Такие дети выглядят неловко, например, гуляя или бегая, даже при нормальной активности. Некоторые дети также повторяют стереотипное поведение, например, привычка хлопать в ладоши, или крутиться вокруг своей оси.

История возникновения

Синдром известен с 16-го века, когда Иоганн Матезей, спутник Лютера, опубликовал историю о 12-летнем мальчике, который проявлял поведение в аутистическом диапазоне. Лютер думал, что этот мальчик одержимый дьяволом.

Детский психолог из Вены Ганс Аспергер впервые описал синдром в 1940-х годах. Он осматривал детей, которые проявляли аутистическое поведение, но обычно были умными и не имели языковых проблем.

Многие эксперты считали, что это просто легкая форма аутизма, и поэтому назвали это расстройство «высокофункциональным аутизмом». Ута Фрид, невролог из Лондона, описала пациентов как «след аутизма».

В 1994 году Американская психиатрическая ассоциация квалифицировала синдром Аспергера как отдельное расстройство помимо аутизма. Однако по сей день многие эксперты по-прежнему считают синдром Аспергера аутизмом, но слабым его типом. Наконец, в 2013 году аутизм распределился на ряд форм, в том числе и на синдром Аспергера.

Характеристика

Синдром Аспергера отличается от классического аутизма менее выраженными симптомами и отсутствием нарушений речи. Дети с данным синдромом часто имеют хорошие языковые и когнитивные навыки. Непрофессионалу в этой области такой пациент часто кажется «нормальным» ребенком, который просто странно себя ведет.

В отличие от классических аутичных людей, которые не интересуются окружающей средой, многие люди с синдромом Аспергера пытаются активно взаимодействовать в социальных отношениях. Однако проявление их «аутизма» показывает, что они не знают как это правильно делать. Они часто не понимают социальных правил или не проявляют сочувствия. Люди с данным синдромом часто уклоняются от зрительного контакта, кажутся незаинтересованными в разговоре и не понимают жестов.

Их интерес к конкретным темам становится навязчивой идеей. Дети с синдромом часто собирают вещи определенной категории, например камни или бутылки. Они отлично запоминают конкретную информацию, такую ​​как футбольная статистика или латинские названия растений. У них хорошая память, но возникают проблемы с абстрактными понятиями.

Одним из основных различий между Аспергером и классическим аутизмом является отсутствие языкового расстройства — хотя эти дети обычно имеют хорошие языковые навыки, они используют язык иначе, чем те, у кого этого расстройства нет. И речевые выражения, например, могут сначала быть необычными или ритмичными по своей природе, а затем снова формально корректными, но слишком громкими или слишком резкими. Дети с синдромом Аспергера, в большинстве случаев не понимают подтекста сообщения и часто не понимают, что такое давать и брать —  социального значения общения.

Пострадавшие люди часто испытывают проблемы с воображением чего-либо и проявляют интерес к изучению фактов. Это создает проблемы в школе, особенно по таким предметам, как литература и философия.

В то время как люди с классическим аутизмом часто имеют интеллектуальные нарушения, большинство пациентов с синдромом Аспергера имеют средний или высокий интеллект.

Они используют свой особый талант, изучая тонны фактов по определенным темам. Другие чрезвычайно точны в организации объектов. Пациенты с синдромом Аспергера могут развивать эти интересы, изучая и работая в своей области знаний.

Люди с синдромом Аспергера похожи с классическими аутистами в том аспекте, что любое неожиданное изменение в их рутине может их очень расстроить и выбить из колеи. Например, если ребенок с этим синдромом всегда идет одним и тем же путем в школу, но из-за аварии дорога блокируется, его система ориентации выходит из строя. Пациенты с синдромом Аспергера испытывают страх, когда ломается привычная структура действий, например, если кто-то опаздывает или возникают спонтанные экскурсии с классом.

Симптомы 

Дети с  этим синдромом часто испытывают трудности в установлении дружеских отношений. Также, таким детям трудно найти общий язык со своими сверстниками из-за отсутствия у них навыков общения. У них возникают проблемы с общением с другими детьми или участием в групповой деятельности.

Это может очень расстраивать детей с синдромом, потому что они хотят находить общий язык и дружить со своими сверстниками. Однако, некоторые больные не хотят заводить друзей и предпочитают быть одни.

Маленькие дети с расстройством иногда проявляют “избирательный мутизм”. Это означает, например, что они говорят свободно, только если они знакомы с присутствующими и замолкают перед незнакомцами. Непосредственные члены семьи обычно не страдают от этого, потому что ребенок чувствует себя комфортно, разговаривая с ними.

Такое поведение избегания проявляется в школе и на публике, и некоторые дети отказываются разговаривать с незнакомцами с самого раннего возраста. Иногда такое поведение исчезает само по себе, некоторым детям помогает терапия.

Людям с этим синдромом часто трудно сопереживать другим. Однако, по мере взросления они учаться распознавать, как на различные ситуации реагируют другие. Они учатся этим реакциям, но ничего не чувствуют на самом деле. Не смотря на то, что они, например, могут отвечать соответствующим образом и давать «правильные» ответы, они не понимают, почему они каким-то образом оскорбляют других.

Это становится очевидным, когда дети  с синдромом Аспергера слишком грубо играют с другими детьми или используют резкие слова, не зная, что они оскорбляют другого человека. Когда их спрашивают о причине такого поведения, эти дети отвечают, что сказали все верно и не понимают проблему.

Людям, которые страдают от расстройства, часто трудно смотреть в глаза своим собеседникам. Некоторые считают, что такое поведение является результатом отсутствия доверия. Другие подозревают, что зрительный контакт заставляет людей с синдромом чувствовать себя некомфортно.

Существует даже теория, что пациенты не понимают, насколько важен зрительный контакт, поскольку они не понимают как общаться в социуме. Это может даже привести к противоположной проблеме, когда человек специально вызывает зрительный контакт и беспокоит других людей.

Идея, что у пострадавших нет чувств, неверна. Эксперты описывают этих пациентов как «активных, но не сформированных». Например, одни становятся очень активными в социальных отношениях и формируют близкие дружеские отношения. Другие окружают себя многими знакомыми, но не вступают ни в какие прочные связи.

Люди с синдромом Аспергера часто плохо учатся в школе, но имеют определенные интересы. Однако эти интересы очень сфокусированы, и они развивают обширные специальные знания, будь то модели самолетов, видеоигры или рисование.

Внимание к этим интересам дает им чувство безопасности. Когда люди с синдромом вынуждены закончить со своими проектами, они подвергаются сильному стрессу, как, например, когда их проекты проваливаются. Специалист, по работе с данной категорией людей, как то сказал о пострадавшем: «У него почти эротический интерес к своим велосипедам».

Следование рутине очень важно для пациентов с синдромом Аспергера — они испытывают стресс и боятся, если их структура меняется. Новые ситуации заставляют их испытывать страх. Рутина помогает им контролировать свой страх. К счастью, большая часть нашей жизни рутинна и если у ребенка есть это расстройство, то можно создать для него подходящую обстановку.

Симптом расстройства можно увидеть в непосредственной интерпретации сказанного. Например, пострадавшие не понимают сарказма, а принимают сказанное за чистую монету.

Иногда они понимают юмор. Если после объяснения они понимают тонкость буквально воспринятого, то находят это смешным, как «нормальные» люди.

Другим симптомом является удивительная способность распознавать закономерности. Часто эти люди, как маленькие дети, пытаются понять дорожную сеть своего окружения. В то время как у них есть проблемы во многих предметах, модели в математике и искусстве легки для них. Если этот природный талант пригодиться в жизни, пациенты с синдромом Аспергера могут стать мастерами своего дела.

Некоторым больным трудно контролировать свои мелкие моторики. Это проявляется в плохом почерке, потому что координация глаз и рук вызывает у них проблемы.

Причины возникновения

За многие симптомы этого расстройства ответственны изменения в мозге. Однако на сегодняшний день врачи не могут точно сказать, откуда произошли эти изменения. Могут сыграть роль также генетические факторы, яды, химические вещества или вирусы. Мальчики страдают при этом чаще, чем девочки.

Синдром Аспергера встречается чаще, чем классический аутизм — в то время как только 4 из 10 000 человек имеют классический аутизм, число людей с синдромом Аспергера составляет 25. Тщательное эмпирическое исследование, проведенное группой Gilbergś в Швеции, показало, что около 0,7% обследованных детей имели клиническую картину Аспергера. Если в такие исследования были включены дети, у которых было много признаков расстройства, но они посчитались «нормальными», число пострадавших людей увеличится.

Все исследования показали, что синдром Аспергера встречается гораздо чаще у мальчиков, чем у девочек. Причины этого явления неизвестны.Синдром Аспергера часто ассоциируется с другими диагнозами, такими как депрессия и тревожные расстройства. В некоторых случаях прослеживается четкий генетический компонент, если у одного из родителей присущи полный спектр синдрома или его некоторые симптомы.

Некоторые общие характеристики, такие как интенсивные и узко определенные интересы, неподатливый тип языка тела и проблемы с социальными навыками, проявление страхов, часто распространенны среди родственников пациентов с синдромом Аспергера.

Иногда существует семейная история аутизма, которая приводит к выводу, что синдром Аспергера и классический аутизм связаны между собой. Другие исследования показывают наличие высокого уровня депрессии, как биполярного, так и униполярного типов, у родственников пациентов.

Как и в случае классического аутизма, очевидно, существует генетическая основа, но в игру вступают и другие факторы, влияющие на возникновение синдрома.

Депрессия, беспокойство и синдром Аспергера

Депрессия, тревога и другие расстройства настроения типичны для коморбидности, особенно у молодых пациентов с синдромом Аспергера. Половое созревание означает возникновение изменений у всех молодых людей, для  подростков с синдромом проблемы полового созревания также связаны с ощущением отличия от других детей.

Типичные характеристики могут быть скрыты под маской тревоги и депрессии, что затрудняет диагностику. Если не лечить заболевания, комбинация расстройств может привести молодых людей к ​​несчастной жизни.

Хорошая новость заключается в том, что существуют эффективные методы лечения детей и подростков с такими сопутствующими заболеваниями, которые снимают депрессию или беспокойство. Важно тщательно оценивать признаки депрессии и тревоги. Частью анализа являются изменения в поведении, сне, уровне энергии, приеме пищи и взаимодействии с другими.

Эмоциональный коллапс

В случае коллапса пострадавшие временно теряют контроль над своими эмоциями из-за воздействия окружающей среды. Эти триггеры обычно не являются конкретным элементом, вызывающим бурю эмоций.

Скорее, происходит накопительный эффект различных раздражителей, в результате чего они настолько подавляют людей с синдромом, что те больше не в состоянии правильно обрабатывать информацию. Те, кто пострадал от коллапса, описывали чувство, как будто трясли бутылку колы, а затем открывали — эмоции взрывались во всех возможных направлениях.

Лучше всего, если из подобной ситуации пострадавшего выводят присутствующие рядом люди, либо же оставляют человека наедине с самим собой, если он в состоянии справиться самостоятельно. Не существует единого решения для всех, но существует единогласное мнение о том, что для человека, испытывающего эмоциональный срыв, самое важное — остаться в одиночестве в том месте, где он чувствует себя в безопасности, может послушать музыку, принять ванну или поспать.

После коллапса пострадавшие часто испытывают чувство стыда, депрессию или стресс.

Проблемы с восприятием чувств и моторикой

У пострадавших часто возникают проблемы с организацией и реализацией информации, которую они получают посредством чувств.

Например, когда обычные люди садятся, чтобы сконцентрироваться на теме, они могут отфильтровывать фоновый шум. Множество запахов и оптических раздражителей в торговом центре их не беспокоят, они ищут и находят именно тот объект, за которым пришли.

Люди с синдромом Аспергера, у которых есть проблемы с обработкой таких сенсорных впечатлений, имеют чрезвычайно низкую терпимость к раздражителям.

Когда люди с синдромом находятся в центре города, они легко могут эмоционально отключиться, потому что впечатления ошеломляют их. Или дети могут плохо учиться в школе, потому что они отбрасывают всю поступающую информацию, отвлекаясь на мелкие раздражители, например, когда одноклассник точит карандаш.

Кроме того, существует повышенная чувствительность к шуму, прикосновениям, свету и запахам, часто это означает, что пострадавшие не могут обрабатывать новый материал достаточно быстро, для выполнения обычной работы.

Эту чрезмерную стимуляцию чувств вылечить невозможно, но есть много способов облегчить ситуацию. Некоторые из этих способов довольно просты, например, проигрывание музыки в фоновом режиме или предоставление ребенку больше времени для выполнения заданий. Некоторым детям помогает ароматерапия, арт-терапия и массаж. Другие начинают чувствовать себя лучше при работе с тренером.

Некоторым страдающим детям трудно держать баланс и стоять на цыпочках. Это связано с передачей двигательных навыков мозгу, точнее с планированием движений. Мозг формулирует движение до того, как человек его реализует, но области, в которых это происходит, вероятно, повреждены у пациентов с синдромом Аспергера.

У людей с данным синдромом есть целый ряд проблем, связанных с координацией движений, это можно увидеть в трехмерных играх на детской площадке, таких как натягивание сетей, катание на качелях или подъем по лестнице.

Эти расстройства не проходят с возрастом, и они часто принимают форму легких нарушений. Прежде всего, возникают три двигательных расстройства, от которых страдают больные:

  • мелкая моторика рук, например, при игре на пианино или письме;
  • при ловле и метании отсутствует непосредственное взаимодействие движений из-за проблем с координацией глаз и рук;
  • и в-третьих, они не могут сохранять равновесие.

Лечение

Средний возраст для лечения составляет 11 лет, по сравнению с 5,5 года для классического аутизма. Во многих случаях это слишком поздно, потому что пациенты с синдромом Аспергера лучше всего изучают социальные навыки поведения в раннем возрасте.

Общие методы лечения расстройства включают поведенческую терапию, программы, ориентированные на ребенка, терапию живописи, терапию развития и воспитание в социально-прагматических принципах.

Лечение живописью производит положительный результат на социальное развитие детей с синдромом Аспергера. Фото: Svetlana Konstantynova/pixabay.com

Самыми эффективными для всестороннего развития оказались занятия со специальным педагогом. Улучшение по всем пяти категориям оценки наблюдалось сравнительно равномерно: развитие речи – 70%; зрительное воприятие – 72%; слуховое восприятие – 69%; развитие крупной моторики – 75% и развитие мелкой моторики – 73%. Данные результаты объясняются тем, что занятия у специального педагога имеют разносторонний характер. Работая с ребенком, специальный педагог предлагает самые разнообразные действия. Лечение превращается в игру, интересную ребенку.

В свою очередь, занятия по методу Монтессори подразумевают не только развитие во время игры, но и овладение повседневными навыками. Особенная черта метода Монтессори, помогающая развитию мышления, заключается в том, что ребенок сам выбирает, что он будет делать во время занятия. Чтобы для ребенка занятие не прошло бесполезно, педагог может ограничивать выбор действий, предлагать действия или давать определенные задания. В ходе занятий по методу Монтессори не происходит навязывания цели занятий. То есть педагог не ставит перед ребенком обязательную цель: сегодня мы должны научиться такому-то действию. Педагог предлагает в ходе основного занятия попробовать что-то новое, и если не получается, то действие повторяют на следующем занятии. В этом состоит существенное отличие метода Монтессори от работы специального педагога.

Главным приоритетом является привнесение ключевых элементов социальной коммуникации, а также положительные изменения в проблемном поведении, индивидуальные модули и дополнительная поддержка со стороны семей.

Применение медикаментов

При изучении синдрома Аспергера была выявлена ​​биохимическая проблема, и поэтому многие исследователи считают, что синдром является результатом фундаментальных изменений в структуре мозга. По их словам, лекарства не могут вылечить болезнь Аспергера.

С другой стороны, многие лекарства помогают облегчить симптомы Аспергера, и это особенно касается сопутствующих заболеваний.

Атомоксетин, например, облегчает симптомы Аспергера, которые похожи на симптомы СДВГ, особенно повторение речи.

Антидепрессанты помогают тем, кто страдает от вторичной депрессии, которая не является частью синдрома Аспергера, но является результатом неблагоприятных обстоятельств, которые может вызвать этот синдром.

Кроме того, пациенты с синдромом Аспергера часто страдают бессонницей. Хотя лучше всего использовать безреагентные способы решения проблем со сном, в тяжелых случаях есть хороший опыт применения снотворного.

Могут потребоваться лекарства, которые снимают беспокойство, если люди с расстройством нервничают или дезориентированы.

Но лекарств для лечения основных симптомов Аспергера нет.

«Теория разума» и ее влияние на социальное взаимодействие

В 1996 году Барон-Коэн пришел к выводу, что нарушения в «теории разума» были основной причиной социальных трудностей аутизма и синдрома Аспергера. Он описал это явление как «умственную слепоту».

Формирование «теории разума» означает понимание того, что человек мыслит иначе, чем вы. Без нее невозможно распознать шаблоны мышления других людей, а те, кто не в состоянии распознавать, могут делать выводы только наблюдая за поведением и реакцией. Проще говоря, такой человек по выражению лица видит, что на него злятся, но не понимает, что именно из сказанного ранее, разозлило его собеседника.

Такая «теория разума» является результатом способности человека интерпретировать социальные роли, общаться и осознавать чувства других людей. Те, кто полностью развивают эту способность, имеют инстинктивную интуицию при интерпретировании мыслей и поведения других людей. Тем не менее, люди с синдромом Аспергера продолжают сталкиваться с трудностями в социальных взаимодействиях, потому что они не понимают мышление других.

Первая фаза этого процесса понимания начинается через десять месяцев после рождения, когда ребенок воображает ситуации, например, используя банан в качестве телефона. Второй этап обычно начинается в возрасте двух лет, когда дети воспринимают свою визуальную перспективу и свои индивидуальные знания.

Это можно увидеть, например, в игре “прятки” с объектами — в возрасте трех лет дети понимают, что другие люди не могут знать, о чем они думают, но  при этом продолжают верить в то, что  считают реальным.

В возрасте четырех или пяти лет дети развивают третий уровень «теории ума». Это означает способность понимать мысли, желания и эмоции другого человека, что помогает объяснить его поведение и намерения.

Дети с синдромом Аспергера достигают первого уровня «теории разума» в возрасте около шести лет. В возрасте десяти лет такие дети могут подняться на второй уровень. Однако большинство проваливается на третьем этапе своего развития.

Развитие социальных навыков

Ключевым направлением для большинства программ по оказанию помощи пациентам с синдромом Аспергера является продвижение их социальных навыков. Социальные навыки преподаются пациентам, страдающим синдромом Аспергера, в самых разных ситуациях — например, в клинике, в школе, на уроке, во время частных тренингов по социальным навыкам, с помощью наблюдения и индивидуальной терапии.

Методы обучения социальным навыкам включают ролевые игры, моделирование, социальные истории, практиктические упражнения в естественных условиях со сверстниками и конструктивную обратную связь. В методе социального повествования используются истории, которые могут быть написаны и проиллюстрированы для подготовки к различным ситуациям, с целью предоставления информации о том, что люди думают, делают и чувствуют в данной ситуации. Социальные рассказы идентифицируют важные социальные встречи и их значение и показывают ребенку, что необходимо говорить в той или иной ситуации.

Особенно значимы эти методы обучения во время новых ситуаций для тех, кто пострадал от синдрома Аспергера. Непривычные ситуации часто вызывают страх у людей с расстройством, но они полезны для того чтобы показать ребенку, что другие ожидают от него в этот момент.

Другие методики обучения включают демонстрацию социальных навыков, разбив их на вспомогательные навыки, а затем демонстрируя каждый из этих навыков с помощью моделей и ролевых игр.

В случае поддержания беседы такими разделами могут быть, например, приветствия, поиск и представление темы, использование невербального общения, такого как зрительный контакт, выражения лица и жесты, проверка заинтересованности слушателя в завершении разговора (до свидания, до скорого и т. д.)

Далее после развития социальных навыков речь идет о разрешении конфликтов, критике и проявлении сочувствия. Заключительный этап когнитивного развития ребенка имеет решающее значение для создания программы социального обучения, которая учитывает индивидуальные потребности детей с синдромом Аспергера.

Автор:
Надежда Павловна Тимофеева
Источники:
  • Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 3. С. 4–7.
  • Johnson C.P., Myers S.M. Council on Children with Disabilities. «Identification and evaluation of children with autism spectrum disorders» // Pediatrics. 2007. Vol. 120 (5). Р. 1183–1215.
  • Василёнок А., Фолкманис В., Артаева Т., Шена И. Возможности развивающей терапии в лечении детей с нарушениями аутического спектра. Регулярные выпуски «РМЖ» №6 от 29.04.2016 стр. 376-378, https://www.rmj.ru/
  • Macintosh, Dissanayake. The similarities and differences between autistic disorder and Asperger's disorder: a review of the empirical evidence // J Child Psychol Psychiatry. 2004 Mar. Vol. 45 (3). Р. 421–34.
  • Ben-Itzchak, Zachor. The effects of intellectual functioning and autism severity on outcome of early behavioral intervention for children with autism // Res Dev Disabil. 2007 May – Jun. Vol. 28 (3). Р. 287–303. Epub 2006 May 30.
  • Будза В.Г., Антохин Е.Ю., Крюкова Е.М. и др. Современные проблемы детской психиатрии и психофармакологии. Психиатрия и психофармакотерапия (Журнал им. П.Б.Ганнушкина). 2016; 18 (5): 42–45. Портал Consilium Medicum, https://con-med.ru/
  • Мосолов С.Н., Костюкова Е.Г., Кузавкова М.В. Биполярное аффективное расстройство: диагностика и терапия. М.: МЕДпресс-информ, 2008.
  • Симашкова Н.В., Клюшник Т.П., Якупова Л.П. и др. Расстройства аутистического спектра у детей. М.: Академия, 2013.
  • Costello ES, Mustillo S, Erkanli A. Prevalence and development of psychiatric disorders in childhood and adolescence. Arch Psychiatry 2003; 60: 837–44.
  • Гаджиева Н.Р., Павличенко А.В., Кабоснидзе К.Е. Вопросы детской и подростковой психиатрии в материалах 21-го конгресса Европейской психиатрической ассоциации. Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б.Ганнушкина. 2013.